Информационно-обучающий ресурсный центр для людей с ограниченными возможностями здоровья «Ийгилик»

Информационно-обучающий ресурсный центр для людей с ограниченными возможностями здоровья «Ийгилик», созданный при поддержке МСЭ в рамках региональной инициативы «Обеспечение возможности доступа к услугам электросвязи/ИКТ для лиц с ограниченными возможностями здоровья», является структурным подразделением Института Электроники и Телекоммуникаций при Кыргызском Государственном Техническом университет им. И.Раззакова, и действует с 22 октября 2015 года.

В центре имеются мультимедийные средства, оргтехника, интерактивная доска, имеются рабочие места, оборудованные специальными средствами для слабовидящих (3 рабочих мест), незрячих людей (3 рабочих мест), и для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата (6 рабочих мест). Данный центр позволит людям с ограниченными возможностями не только продолжить школьное обучение, но и освоить различные профессии.

Лица с ограниченными возможностями здоровья смогут пройти обучение и получить навыки в работе с современными информационными технологиями и ресурсами, адаптированными к их потребностям. На базе ресурсного центра также предполагается проведение учебных семинаров по подготовке специалистов (педагогов) в области обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья навыкам использования средств ИКТ. В данное время ведутся работы по организации образовательного процесса для обучения ЛОВЗ, т.е. разработка информационно-образовательного портала, учебных материалов, профильных модулей, мультимедийных средств обучения, контрольно-измерительных материалов и т.д.

Основной целью открытия данного центра является обеспечение полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к услугам, оказываемым университетом:

  1. формирование благоприятных условий инфраструктуры доступа для получения высшего и дополнительного образования и последующего трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. предоставить возможность лицам с ограниченными возможностями получить навыки в сфере ИКТ;
  3. предоставить лицам с ограниченными возможностями здоровья доступ к образовательным ресурсам посредством ИКТ;
  4. повысить доступность веб-сервисов для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации интернет-сайтов к ограниченным возможностям представителей данной группы населения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • разработка методологий адаптации основной образовательной программы ВУЗа с учетом индивидуальных возможностей ЛОВЗ;
  • оснащение центра стандартными и вспомогательными средствами ИКТ, адаптированными к потребностям различных категорий пользователей;
  • разработка информационно-образовательного портала для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка и реализация программы организационно-методического сопровождения обучения лиц с ОВЗ (обучающие семинары, методические рекомендации для преподавателей и сотрудников и т.п.);
  • проведение проф. ориентационных работ среди молодежи с ОВЗ;
  • разработка требований по созданию новых и адаптации действующих веб-сайтов государственных учреждений, поисковых систем, сайтов операторов связи для упрощения доступа к ним лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (предоставление специализированного программного обеспечения и методологий, позволяющих улучшить доступ лиц с ограниченными возможностями к услугам электросвязи/ИКТ);
  • проведение работ по организации образовательного процесса для обучения ЛОВЗ (разработка учебных материалов, профильных модулей, мультимедийных средств обучения, контрольно-измерительных материалов и т.д.). Обеспечение учебниками и учебно-методической литературой.

Центр «Ийгилик» обеспечен следующими материально-техническими условиями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья,на основе разработанных рекомендаций и нормативных документов, в которых устанавливаются требования к организации образовательного процесса для обучения ЛОВЗ, к доступности зданий образовательных учреждений для ЛОВЗ, требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса (рис.1):

  • крыльцо оборудовано пандусом, который обеспечивает доступ в здание маломобильных групп студентов;
  • санитарный узел специально оборудован для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1  3  2

Рис. 1

В информационно-обучающем центре имеется 13 рабочих мест, оснащенные стандартными и специализированными средствами ИКТ, адаптированными к потребностям различных категорий пользователей:

1) 1 рабочее место –  для администратора;

2) 6 рабочих мест для пользователей с нарушением зрения (3 рабочих мест для незрячих и 3 — для слабовидящих);

3) 6 рабочих мест для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в форме мышечной атрофии и миопатии − 2 рабочих мест, в форме спастико-гиперкинетических расстройств функций рук − 2 рабочих мест, в форме отсутствия верхних конечностей − 2 рабочих мест).

Рабочие места незрячих пользователей обеспечены следующими специализированными программно-аппаратными обеспечениями (рис.2):

  1. Брайлевские дисплеи и принтеры, позволяющие незрячим пользователям “видеть” экран и распечатывать,и слышать текст;
  2. Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;
  3. Плеер-диктофон, предназначенный для слепых и слабовидящих людей, которые хотели бы слушать книги или журналы.

4  5               

Рис. 2. Рабочее место незрячих пользователей

Рабочие места слабовидящих пользователей обеспечены следующими специализированными программно-аппаратными обеспечениями (рис.3):

  1. Универсальный электронный видео-увеличитель;
  2. Портативное устройство для чтения плоскопечатных текстов;
  3. Портативный видеоувеличитель, который позволяет слабовидящим людям комфортно читать литературу, рассматривать мелкие детали, писать и делать многое-многое другое;
  4. Плеер-диктофон для многоцелевого назначения с синтезом речи, совмещающее в себе диктофон и медиа-плеер с поддержкой огромного количества различных типов файлов, включая формат DAISY.

6

Рис. 3. Рабочее место слабовидящих пользователей

Рабочие места пользователей с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечены следующими специализированными программно-аппаратными обеспечениями (рис.4):

  1. Головная мышь (управление с помощью направленного луча света), которая позволяет осуществлять контроль над указателем мыши без помощи рук;
  2. Однокнопочная мышь, имеющая размер примерно в половину меньший по сравнению со стандартной мышью, разработана для небольших по размеру кистей рук;
  3. Устройство отслеживания направления взгляда MyGaze® EyeTracker, для перемещениякурсора по экрану по движению глаз пользователя;
  4. Клавиатура и Ножная мышь;
  5. Поддерживатель-руки.

7

Рис. 4. Рабочее место пользователей с нарушением опорно-двигательного аппарата

7-8 декабря 2015 г. 8Институтом электроники и телекоммуникаций при Кыргызском государственном университете им.И.Раззакова совместно с Международным союзом электросвязи и Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО был проведен учебно-информационный семинар по современным адаптивным технологиям для ЛОВЗ с привлечением экспертов института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО, А. Попко и Ян Бин (рис.5).

В семинаре приняли участие 30 человек из Кыргызстана, Казахстана, России и Великобритании – это представители общественных организаций и образовательных учреждений, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

На семинаре были рассмотрены современные тенденции в сфере высокотехнологичных адаптивных решений для инвалидов по зрению, различные технические приспособления и программные обеспечения, облегчающие доступ незрячим и слабовидящим людям к услугам ИКТ. Был проведен анализ лучших практик в сфере инклюзивного образования, трудоустройства и реабилитации инвалидов по зрению.

А также были рассмотрены технологии для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: обзор общих положений по обеспечению вспомогательными технологиями людей с нарушением опорно-двигательного аппарата; системы слежения за положением головы; системы EyeGaze.

8 декабря 2015г. проведен круглый стол «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития человеческого потенциала: защита ребенка в онлайновой среде, помощь людям с ограниченными возможностями, укрепления доверия и безопасности при использовании ИКТ». Зав. кафедрой «Информационных систем и технологий в телекоммуникациях» ИЭТ при КГТУ им. И.Раззакова, к.т.н., доц. Жанна Баракова выступила с докладом «Обеспечение возможности доступа к услугам ИКТ и развитие человеческого потенциала с учетом интересов лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Навигация по записям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *